Дыхание во время пения

photo_56856_20151216Дыхание во время пения несколько отличается от повседневного дыхания в спокойном состоянии. Разберем общие принципы дыхания певца.
Дыхание всегда должно быть свободным, без каких-либо затруднений, сипов и трудностей при вдохе и выдохе. В противном случае вам стоит прежде обследоваться у врача.

Вы должны ощущать мышечную свободу в теле, раскованность, в любой момент вы можете сменить позу и это не повлияет на ваше дыхание.

Ваши плечи должны оставаться на уровне их расслабленного состояния (при выпрямленной спине), то есть вы должны избегать неконтролируемого поднятия плеч во время вдоха.

Стремитесь к расслаблению мышц конечностей, избегайте сжимания пальцев в кулаки, смыкания  рук между собой, если это не диктуется вашим образом на сцене. Все явные сокращения мышц должны быть под вашим наблюдением и контролем.

Следите уже с начальных этапов обучения за своей осанкой, и, если необходимо, вставайте вплотную к стене, чтобы проверять положение своего корпуса. Ваша грудная клетка должна быть расправлена, ребра должны иметь возможность свободно двигаться вперед и вширь (никаких утягивающих корсетов, поясов и пр. на уроках; для сцены выбирать костюмы, максимально комфортные в зоне живота и грудной клетки). Встаньте прямо, расслабьтесь, макушка головы тянется вверх, при этом плечи опущены, лопатки тянутся вниз, ягодицы немного напряжены, таз подкручен вперед, тем самым выпрямляется спина в районе поясницы, а живот даже в расслабленном состоянии выглядит втянутым внутрь. Представьте, что вся задняя поверхность устремлена вниз, тогда как спереди все стремится вверх, но следите, чтобы ваш подбородок оставался на месте, вверх тянется только макушка головы. Сохраняйте прямую осанку как можно дольше, это так же благотворно будет сказываться на общем физическом состоянии и создаст внутренний тонус.

Вдох производится через полуоткрытый рот. Многие спрашивают, почему дышим через рот. Я считаю, что при пении дышать через нос неудобно, не эффективно (либо много времени занимает вдох, либо мало кислорода успеваем набрать за данное на вдох небольшое время) и отвлекает от артикуляции. Хотя вынуждена признать, что дыхание через нос меньше осушает слизистую гортани, воздух через нос поступает более очищенный, чем напрямую через рот. Но когда мы говорим о пении, мы подразумеваем музыкальную фразу, которую исполняет певец. Если фраза достаточно длинная, певцу необходимо успеть незаметно взять дыхание внутри фразы, чтобы довести ее до конца, в чем очень помогает вдох через рот. Также мы таким образом оставляем расслабленными жевательные мышцы, напряжение в которых часто сковывает нижнюю челюсть (от чего может сильно страдать артикуляция, а также бесконтрольно напрягаться гортань при звукоизвлечении).

Мы вдыхаем ровно столько воздуха, сколько нам необходимо для выполнения задач в каждом конкретном случае. Если фраза короткая — легкий вдох; если фраза длинная — более глубокий вдох.

Little cute girl blowing dandelion seeds on chalkboard - Hope and aspirations conceptЗа вдохом незамедлительно следует выдох, как только набрано нужное количество воздуха. Не задерживайте дыхание перед фразой, звук производится на выдохе сразу после вдоха, заранее набирать воздух в легкие и ждать выдоха не надо.

При вдохе мышцы живота расслаблены, они работают только на выдохе, подтягивая живот. То есть, если ваш живот выпячивается на вдохе — это не является результатом работы абдоминальных мышц, а исключительно работа диафрагмы, о механизме действия которой вы можете прочитать в базе знаний.

Всегда помните, что основную работу на вдохе совершают внешние межреберные мышцы и диафрагма, остальные мышцы подключаются при необходимости, поэтому плечевой пояс стремимся держать расслабленным, чувствовать свободу движений. На выдохе у нас сокращаются внутренние межреберные мышцы, а также абдоминальные, помогая ребрам опускаться в исходное положение.

Следует отметить, когда я говорю о расслаблении, я говорю о свободе в мышцах, о возможности тела в любой момент поменять позу без каких-либо затруднений. Внутри вас должен быть внутренний стержень, постоянная готовность к работе, при этом отсутствие мышечной скованности и полная свобода в движении. Расслабление в данном случае не имеет ничего общего с вялостью, тем более сонным состоянием. Работа над общим тонусом должна проводиться с первых занятий, чтобы у вас сформировалось четкое представление, в каком состоянии вы можете показывать хорошие результаты. photo_743_20060105Чтобы понять, о каком внутреннем состоянии я говорю, представьте себе, что собираетесь час тренироваться игре в баскетбол в спортивном зале — вам на протяжении всего часа будет нужна собранность, концентрация внимания, реакция и физическая сила.

Постарайтесь прочувствовать на начальных этапах, как работают все ваши мышцы, чтобы в последствии уметь их контролировать. Если необходимо, время от времени прибегайте к главе Дыхание и Диафрагма, чтобы нагляднее представлять процесс.

Реклама