правила работы в студии записи

sound-board-1416985Студийная работа  — один из важнейших этапов становления артиста. Ваше умение управлять голосом, работать с микрофоном, строить доброжелательные взаимоотношения с окружающими, включая звукорежиссера — залог успешной записи.

Для меня это самый любимый период работы с песней, равно как и самый ответственный.

Основные пункты, которые мне хотелось бы отметить:

  • полноценный сон — уже успех. Уставший организм не позволит вам выложиться на 100 процентов и записать лучший дубль. Если вы не успели хорошо выспаться перед записью, если не успели даже нормально покушать, голос будет уставшим, тусклым, трудноуправляемым. Скорее всего, вы просто потеряете время, и свое, и чужое, на поиск нужного звука. Если звукорежиссер грамотный, он сразу услышит проблему и деликатно попросит вас придти в другой день.
  • hand-shake-1241578доброжелательность. Вы вместе со звукорежиссером во время записи творите шедевр, а вокруг вас в воздухе витает настоящее волшебство. Чтобы процесс записи был легок и конструктивен как для вас, так и для звукорежиссера, будьте вежливы и добры друг с другом, особенно если вы впервые знакомитесь непосредственно перед записью.
  • демо-запись для звукорежиссера. Заранее позаботьтесь о том, чтобы звукорежиссер смог услышать то, что вы собираетесь записывать на студии. Это может быть запись на диктофон с репетиции, или пробная запись дома. Главное, чтобы звукорежиссер понимал, с чем ему нужно будет работать во время записи, какой микрофон использовать для вашего голоса.
  • настроение песни. Один из важнейших пунктов, о котором вы можете прочитать здесь. От вас требуется донести до слушателя все, о чем вы хотите сказать в песне. Конечно же, вы должны понимать, что именно вы хотите сказать.
  • singer-2-1433622внутренняя настройка. То, в каком состоянии вы находитесь в данную конкретную минуту, отразится впоследствии на записи. Поэтому если вы записываете активную жизнеутверждающую песню, будьте именно в таком настрое. Присланная заранее звукорежиссеру демо-запись также подготовит его к активной работе вместе с вами, что не даст вам впадать в уныние. И наоборот: если песня спокойная и романтичная, будут совсем неуместны активность и импульсивность. Настраивайте себя изнутри на то настроение, которое есть у песни.
  • знание материала. Подготовьтесь, выучите текст, отрепетируйте песню заранее так, чтобы не думать о технических сложностях во время записи. Ваша задача — передать содержание песни и ее эмоциональную составляющую. Если ваш мозг будет занят обработкой текста или попытками спеть нужную ноту, эмоции и содержание песни отойдут на второй план, что приведет к неудовлетворительному результату.
  • певец-актер. Хорошо, если вы умеете ощущать в себе актера, тогда вам просто будет передать эмоции в песне. Просто красиво петь по нотам мало для хорошей песни, вам нужно переживать ее, я бы даже сказала, проживать песню.
  • exercise-in-the-1950-s-1438159разогрев до записи. Помимо вокальных распевок я рекомендую разогреваться и физическими упражнениями, тело полностью должно быть готово к работе. Это могут быть приседания, отжимания с рук, упражнения на пресс, растяжка мышц, наклоны корпуса — все, что разогреет ваш организм в данный конкретный момент наилучшим образом, для каждого существует свой набор подходящих для этого упражнений. Далее попробуйте спеть песню, буквально куплет-припев, или только те моменты песни, которые вам необходимо проверить (в состоянии ли вы уже их исполнить после разогрева). Не напрягайтесь, до записи все пробы делайте в спокойном расслабленном режиме, вся работа у вас еще впереди.

Процесс записи.

Во время записи на студии звукорежиссер вас отводит в изолированную комнату, где вас уже ждут микрофон и наушники. До записи снимите все издающие лишние шумы предметы с одежды (шарфы, шелестящие ткани, цепочки на брюках и пр.)  и украшения (серьги, браслеты, часики), потому что все посторонние звуки будут записаны на микрофон вместе с вашим голосом. Для обладателей длинных, пышных волос рекомендуется собирать их в хвост, убирать под заколки.

Оденьте наушники, они должны плотно прилегать к уху, не допускайте во время записи открывание раковин наушников, смещения их с уха: все звуки в наушниках  через образовавшееся отверстие»полетят в микрофон» и запишутся вместе с голосом.

Подойдите к микрофону. Звукорежиссер должен отрегулировать положение микрофона по вашему росту.  Бонус. У каждого человека с возрастом мимика одной части лица развивается лучше другой, поэтому открытие рта может быть несимметричным. Обратите на это внимание, потому что по горизонтали микрофон должен быть обращен к той части рта, которая работает активней, то есть рот открывается больше. Не многие звукорежиссеры на это обращают внимание, пусть это будет вашим бонусным знанием о записи.

Проверка микрофона. В наушниках поговорите, легко спойте что-нибудь. Послушайте, как звучит ваш голос с фонограммой и скажите звукорежиссеру, все ли в порядке. В ушах у вас должен быть идеальный баланс между голосом и инструментами, вы должны прекрасно себя слышать, не должно быть никаких напряжений с вашей стороны, чтобы услышать себя. Если вам приходится перекрикивать фонограмму, попросите увеличить громкость вашего голоса в наушниках или уменьшить громкость фонограммы, пение должно быть легким и свободным.

glass-2-filling-with-water-1507886Попросите заранее подготовить для вас стакан воды комнатной температуры, чтобы при первой необходимости вы смогли выйти и попить воды, не тратя время на ее поиски. Не ставьте воду в непосредственной близости от аппаратуры, случайный взмах руки  и пролитая вода могут нанести непоправимый ущерб дорогостоящим приборам.

При записи многим нравится помогать себе легкими движениями тела. Старайтесь при этом не задевать микрофонную стойку (звук удара о нее будет слышен на записи). Микрофон очень чувствителен к любым звукам, поэтому постарайтесь во время записи минимизировать посторонние шорохи, скрипы, удары, прихлопывания и т.д.

Часто музыканты хотят записать максимальное количество песен за одну сессию на студии из соображений экономии. Помните поговорку «скупой платит дважды»? Это как раз тот случай. Я не рекомендую записывать несколько треков за один раз. Во-первых, если певец по-настоящему проживает песню, то уже в конце записи песни он эмоционально устает, сил на следующий трек не остается. Во-вторых, устает голос, и, в отличие от концертов, на записи это хорошо слышно — в результате такие записи приходится переписывать. Если вы все же решились на запись хотя бы двух песен, между ними должен быть серьезный перерыв, за который вы и звукорежиссер успеете отдохнуть, но это означает, что студию все равно придется оплачивать и за эти часы перерыва, поэтому лучше настройтесь на работу «одна песня — один день». Не торопитесь, всему свое время и место.

Для большинства певцов лучшее время для записи с 12 до 18 часов. В это время организм наиболее активен. Старайтесь записывать голос в этот отрезок времени. Средняя продолжительность записи голоса 1,5 — 2 часа с небольшими перерывами.

Конечно, помним про гигиену голоса, соблюдение правил которой позволит сохранить ваш голос здоровым и красивым на долгие года.

by Rita Stoun

 

 

 

Реклама