Опора? Что это?

Певцам часто приходится слышать термин “опора” или “опора дыхания”, или “опертый звук” и т.д.

Что это вообще такое? Почему важно ощутить эту опору?

Пока я не начала изучение анатомии, физиологии, я не понимала, как именно происходят многие важные процессы в моем организме. Изучение простых основ раскрыло для меня дверь к пониманию своего организма и механизма работы мышц. Этими знаниями я очень хочу поделиться с вами, друзья.

Прежде всего нужно понимать, как вообще происходит процесс дыхания. Давайте разбираться.

Подробно процесс дыхания описан на моем сайте здесь.

Вкратце, за процесс дыхания отвечают две группы мышц: инспираторная -диафрагма, наружные межреберные и внутренние межхрящевые мышцы; и экспираторная — абдоминальные (внутренняя и наружная косые, прямая и поперечная мышцы живота) и внутренние межреберные мышцы. В некоторых источниках я заметила, что диафрагму причисляют к обеим группам, но я считаю это в корне неверным по двум причинам: во-первых, сокращение мышцы (диафрагма сокращается на вдохе) происходит только в одну сторону, в другую идет расслабление, из чего вытекает вторая причина — так как процесс дыхания сопровождает нас всю жизнь, было бы невозможно держать постоянно работающую мышцу в необходимом тонусе (если теоретически она работала бы одинаково и на вдох, и на выдох), именно поэтому разные мышцы отвечают за разные функции дыхания.

Если мы говорим о так называемой певческой опоре, нам прежде всего будет интересен механизм выдоха со звукоизвлечением.

Прежде всего, выдох должен следовать сразу за вдохом, без каких-либо пауз и задержания воздуха внутри.

При обычном выдохе без звука воздух беспрепятственно проходит через открытую голосовую щель (о строении гортани можно прочесть здесь), если мы говорим о звукоизвлечении, голосовая щель в процессе пения или звукоизвлечения закрыта или слабо приоткрыта (например, фальцет). Таким образом в грудной клетке создается более высокое давление, чем при обычном выдохе, так называемое предголосовое давление. Под давлением голосовые связки выгибаются, выпуская часть воздуха в ротоглоточную полость, и закрываются снова. Голосовые связки совершают колебания Бернулли (ученый предположил, что произвольное колебание может быть представлено как «наложение» или сумма нескольких чистых колебаний, что соответствовало наблюдением за струной: издаваемый ею звук состоит из основного тона и множества обертонов). Число открытий и замыканий голосовой щели в единицу времени (основная частота звука) зависит прежде всего от натяжения голосовых связок и только во вторую — от предголосового давления.Таким образом мы управляем высотой звука.

Для певца необходимо постоянно ощущать это давление, и вот почему.

church organ

Давление воздуха отчасти является причиной возникновения звука (вспомните про музыкальный инструмент орган: он работает от мехов, которые нагнетают воздух к язычкам, расположенным по типу расположения голосовых связок в гортани. Каждая трубка органа отвечает за определенную высоту, потому что язычки не могут изменять своего положения в отличие от голосовых связок, которые могут менять свое натяжение), именно поэтому важно понимать, что при снижении давления воздуха, вы тем самым подвергаете мышцы гортани дополнительной нагрузке. В результате на выходе получается вялый звук, иногда ощущение, что человек поет “в себя”, без отдачи, а в дополнение появляется дискомфорт в гортани, порой доводя до болезненных ощущений. Особенно это ярко выражено у начинающих певцов, которые не успевают следить за всеми аспектами пения, и, отдавая внимание каким-то другим деталям, забывают о постоянном ощущении давления со стороны легких.

Далеко ходить не надо: я долгое время не могла понять, о чем вообще мне твердят преподаватели, говоря об опоре. Толком никто не мог объяснить процесс дыхания и звукоизвлечения, поэтому я искала информацию в различных зарубежных школах, больших трудах великолепных педагогов. Частично вопрос был решен, но конечным пунктом к пониманию были обычные медицинские учебники, наглядно и понятно описывающие процессы, позволившие заглянуть внутрь своего организма. Не поленитесь и изучите анатомический атлас, почитайте учебники физиологии, это будет огромным вкладом в понимание важнейших основ здоровья голосового аппарата.

Как же найти опору? Помните, за выдох у нас отвечают абдоминальные мышцы, они помогут нам в нагнетании нужного давления. В основном я бы обратила внимание на нижнюю часть брюшного пресса, верхняя (в районе солнечного сплетения) остается по возможности расслабленной. Также не забудьте про обеспечивающие выдох внутренние межреберные мышцы (женщинам проще их почувствовать, потому что у женщин чаще встречается грудное дыхание, чем у мужчин), они стремятся сократиться, уводя при этом ребра в исходную позицию, которая была в начале вдоха.

Итак, мы сделали вдох, тут же делаем выдох на звуке (попробуйте для начала закрытый долгий звук на согласный “м”), немного напрягаем низ живота, при этом межреберные мышцы подтягивают ребра внутрь. Таким образом вы мышцами выдавливаете воздух из грудной клетки. Протяните звук как можно дольше. Что вы чувствуете? Зафиксируйте в этот момент свои ощущения. Вы должны учиться управлять силой нагнетания давления, потому что излишняя подача воздуха может привести к неожиданному размыканию связок или слишком резкому, даже травмирующему связки звуку, а недостаточная приведет к снижению предголосового давления, в результате чего между связками может образовываться щель, через которую будет стремительно выходить воздух, не давая возможности производить долгих и звонких нот. При этом, в большинстве случаев, чтобы щель не образовывалась, мышцы гортани будут “помогать” избежать размыкания, обретая чрезмерную, не свойственную им нагрузку, вызывая дискомфорт и даже боли в области гортани, в результате получится тусклый и вялый звук.

Опора дыхания певца — это совокупность движений мышц экспираторной группы, в результате которой на выдохе при звукоизвлечении возникает предголосовое давление, помогающее голосовым связкам вибрировать. Опора тесно связана с динамикой звукоизвлечения: чем сильнее давление, тем громче звук. Во время звукоизвлечения на опоре работают мышцы экспираторной группы, нагнетающие внутреннее давление, мышцы гортани, отвечающие за степень натяжения голосовых связок, а также артикуляционный аппарат, в котором происходит формирование фонем. Не стоит также забывать об анатомических возможностях певца, это еще один из важнейших факторов, влияющих на динамику звукоизвлечения.

Ощущение опоры схоже с ощущением, когда вы тужитесь, но в этом случае давление нагнетается чрезмерно. При пении требуется лишь поддерживать нужное давление, нельзя переусердствовать. Как вы понимаете, от певца требуется настоящее мастерство координации, умение грамотно управлять мышцами своего тела.

Первый признак потери опоры — слишком быстро заканчивается воздух при звукоизвлечении, выходящий через открытую голосовую щель. Легким как будто не хватает взятого воздуха, постоянно приходится брать дыхание. Вы можете легко проверить возможную потерю воздуха: поднесите руку ко рту, вдохните и выдохните (без звука), почувствуйте на руке поток воздуха; теперь вдохните, а на выдохе произнесите любую гласную, если при этом поток воздуха все равно достигает руки, хоть и в меньшем объеме, это может означать, что между голосовыми связками во время звукоизвлечения образуется слишком большая щель. NB! Механизм образования фальцета состоит в том, что голосовые связки колеблются не по всей своей толщине, а лишь тонкими краями, причем колебания совершаются не в поперечном, а в продольном направлении, т. е. вверх и вниз. При фальцетном звуке голосовые связки смыкаются не полностью и между ними остается веретенообразная щель. Вы должны пробовать и искать то комфортное положение мышц, при котором предголосовое давление будет достаточным для воспроизведения звуков без потери воздуха.

Еще один признак потери опоры — вялый звук, часто с придыханием, невозможность тянуть длинные ноты, невозможность динамической окраски звука.

Я часто акцентирую внимание на том, что вся фраза (будь то фраза в упражнении, или в песне) должна быть спета до конца без потери ощущения предголосового давления. Я обращаю на это внимание, потому что часто можно услышать потерю опоры в конце фразы, певцу каждый раз приходится с началом новой фразы ловить нужное состояние, которое он успел на предыдущей потерять. Попробуйте, упражняясь, следить за каждым исполненным звуком, за одинаковым внутренним состоянием при пении всех нот пассажа.

Наберитесь терпения, возникновение ощущения опоры может потребовать от вас довольно длительной практики и временных затрат. На начальном этапе для внешнего контроля вам потребуется участие грамотного педагога. Поверьте, научившись однажды контролировать опору дыхания, вы в дальнейшем будете с легкостью управлять своим голосом, его динамикой, выполнять сложнейшие певческие задачи и сохранять при этом здоровым свой голосовой аппарат.

И самое главное, слушайте себя, пение должно быть вашей зоной комфорта, ни в коем случае не допускайте болевых ощущений. Всегда помните, что ваше тело и его сигналы  — ваш главный помощник.

Берегите себя и свой голос, и будьте здоровы!

by Rita Stoun

Реклама